Из-за проблем с сервером часть картинок и файлов недоступна. Мы знаем об этом и работаем над устранением.
Приносим извинения за доставленные неудобства.


Архитектор реальности
"Мы созданы из того же вещества, что и наши сны. И сном окружена вся наша жизнь..."(с)
А кто как ни Питер Гринуэй смог бы так мастерски соединить тонкую материю сна с грубой рогожей реальности и превратить в восхитительное платье короля?
Кто как ни он, следуя таинственными тропами шекспировской "Бури", мог трансформировать ее в нечто визуально-шедевральное, музыкально-бесподобное, волшебно-эстетское, геометрически-идеальное, бросающее вызов в своем самом откровенном танцевальном па, и одновременно гордо следующее заповедям великого классика?
И вот всем давно известная пьеса, одна из самых нетривиальных, странных и непонятых у драматурга, получает уникальную интерпретацию, приобретая черты гротескные, утрированные, предельно театрализированные. "Книги Просперо" - фантазия режиссера в сторону времен ренессанса. И получилась она, на мой взгляд, близкой по духу и стилю.
Высланный на далекий и заброшенный остров, преданный и попранный собственным братом, мудрый и великий правитель Просперо, получает долгожданную возможность - отомстить. Знания его так обширны, а неистощимая заинтересованность в них так сильна, что даже метафизические сферы становятся подвластными силам Просперо. И вот уже спешат как на помощь, так и на беду духи, призраки, полукровки, и, отбрасывая легкие тени, кружат они в волнующих танцах, мысли и желания живущих.
Если вы знакомы с первоисточником, последовательность событий не станет новой или слишком неожиданной, но то, как преподнесена чарующая история, не может не удивлять/ шокировать/ заставлять замирать от восхищения/ негодовать от возмущения... Любая реакция вполне оправдана, но только одного чувства нет возможности испытать смелому зрителю - равнодушия.
Равнодушие - не тот удел, что ждет и фильм Гринуэя "Книги Просперо", и саму пьесу Уильяма Шекспира "Буря".
Гринуэй - архитектор собственных картин, симметрия и пропорциональность всего входящего в кадр, в данной ленте, доведено до безупречного совершенства. Плюс опробованные новые методики операторской работы, освещения, как итог: смотреть и разглядывать каждый кадр можно до бесконечности, - но так и не наглядеться)
Кропотливой и пристальной обработке подверглась каждая деталь декора, антуража, одеяний; и все это выверено в сумасшедшей четкости во всех своих перемещениях, ракурсах, и конечно в самой атмосфере, разлитой под соусом "Ренессанс", и соединенной в неразрывное целое с четырьмя природными стихиями.
Смелость Питера Гринуэя в освобождении тела человеческого - сосуда красоты и естества - от всего наносного и уродующего, и в "Книгах" становится знаковым моментом. И как обычно, в том нет и капли пошлости, а актерам легко и вольготно, будто первым людям в райском саду, пока еще не вкусившим яблока из рук искусителя-змея.
Картина на редкость массовая, она подобна Гринуэевскому "Дитя Маккона", и от этого перетекающего из одного тела в другое, зрелища, порой становится тесно и темно. Но как изумительна пластика, как продуманы их движения. Нет ощущения хаоса или же стадной сумятицы, только четкая и продуманная схема, буквально поражающая своим масштабом и размахом.
Да, никогда еще шекспировская "Буря" не была найдена в столь эксцентричном обрамлении, но на удивление, такое слияние выглядит органичным и вторящим в унисон основному драматическому действию.
Стиль Гринуэя величествен, откровенен, математически правилен, но он же бесконечно интеллектуален и не соблюдает никаких временных законов и ограничений. Не приживаются данные издержки и уловки с его холодной, рафинированной манерой передачи мысли, зато прекрасно соединяются с высокопарностью слога. Но пусть вас не обманут маски-намордники героев, произносящих свои речи, под ними скрывается сонм чувств, вихрь страстей и ураган эмоций, желаний.
О музыке тоже стоит сказать отдельно. Как это обычно случается у Питера Гринуэя, музыкальное сопровождение тут и там выворачивает душу наизнанку, вмешиваясь в повествование настойчиво и даже бесцеремонно. Порой музыка ставит точку, чаще продолжает вести, как за руку, по лабиринту чувств главных героев, но всегда, она - нечто : тревожащее, пламенное, величественное, сложное...

Но что же сами книги? спросит внимательный читатель. И будет прав. "Книги Просперо" - живая, пульсирующая субстанция, мистический опыт познания их героем, становится одновременно опытом зрителя. И все, что описывается книгами, желает режиссер соединить в этом алхимическом флаконе, взбалтывая и перемешивая.
Каких только книг не повстречать в этом бушующем океане. Список литературы прилагается:
Книга Воды- моря, океаны, кораблекрушения, ссоры и слезы, станут лейтмотивом этой книги
Книга Зеркал- провидение, разглядывающее людей через призму времен
Книга Архитектуры(куда без этой книги Гринуэю, великому архитектору-режиссеру своих картин) - единство линий и углов, отрезков, параллелей и того, что наполняет их
Книга Красок и Цветов- игра с оттенками и тонами, что существуют в мире
Книга Геометрии- все разложит по полочкам, и даже в человеческой душе
Атлас Орфея- путеводитель в адскую обитель
Первая Авторитетная Книга Анатомии- человек изнутри
Книга Таинства Рождения- откроет свои тайны
Книга Космогонии- расскажет и покажет, что же там за пределами видимых сфер
Книга Земли- о грубых законах материи
Книга Природы- о всех, кто населяет эту планету
Книга Движения- и даже о том движении она поведает, куда исчезает мысль, додуманная до конца
Книга Игр- в которых каждый знает свою заведомую роль

Вот неполный список книг, и ни одна из них за время съемок не пострадала)
У меня пока что все, но вам на заметку - картина специфическая до одури, а от того, несомненно на большого любителя...
Полезная рецензия? Да / Нет5 / 2

Вернуться к фильму