Из-за проблем с сервером часть картинок и файлов недоступна. Мы знаем об этом и работаем над устранением.
Приносим извинения за доставленные неудобства.


копай...
Данная картина Алехандро Ходоровски - для меня в тройке самых необычных и специфических в своем символизме, а также странных и неоднозначных с точки зрения философско-теософского подтекста.

При чем в самом названии уже спрятан сакральный смысл. Крот - животное, которое всю свою жизнь проводит в темноте, в сырой земле, изредка совершая вылазки к свету. Животное - это очень кровожадное и своенравное, отличается скверным характером, а бывает еще и страдает каннибализмом. Очень рано оставляет своих детенышей на произвол судьбы/природы, и не церемонится в отношениях с противоположным полом.
Не странно ли, что именно кротом, назвал Ходоровски своего героя? И не найдет ли внимательный зритель много параллелей между этими двумя уже с самых первых сцен?

Наш герой, бесстрашный и неутомимый ковбой-одиночка, при чем ковбоем его назвать можно лишь за внешний вид и тягу к пистолетам, на протяжении всего фильма - проходит длинный и тернистый путь к свету, преодолевая настоящие лабиринты истинной тьмы, но свет он ищет и зовет его совершенством.
Для того, чтобы показать, каким извилистым и тяжким может оказаться этот путь, Ходоровски использовал великое множество символов, аллегорий.
"Крот" - читается лишь как ассоциативное, философское, знаковое - творение. И несмотря на линейность самого сюжета, над разгадкой пришлось поломать голову.

Чем нравятся картины этого режиссера?
Версий у зрителей может ровно столько - сколько будет и самих зрителей. Можно понять и тех, кто фильм ругает, а самого режиссера предает суду человеческому, и тех, кто его банально не понял, - творение сложное, противоречивое и провокационное. И, возможно, что следуя в этом кротовом лабиринте, каждый накопает только одному ему видимые причины и следствия.

Вот, что увидела я. Изначально с героем путешествует мальчик, которому крот становится учителем. Но кто он? сын/ он сам/ просто ученик/ невинность духа...?
И снова параллели с животным миром, и помня как кроты относятся к потомству, мы видим тождественную таким родительским отношениям ситуацию в фильме, тонко спроецированную режиссером и обставленную с символизмом во всей его красе.
Пуповина должна быть отрезана.
И взрослеющему, возмужавшему ребенку полагается закопать/расстаться в семь лет : с любимой игрушкой и портретом матери. Далее мальчик учится быть мужчиной, в человеческом обществе это часто означает, научиться стоять за себя/защищаться/стрелять, и полностью оторваться от материнской юбки.
Соревнование в меткости стрельбы и этот эксцентричный налет карикатурности в процессе, напомнило о бытующем в современном мире укладе добиваться желаемого : успеха, власти, денег, женщин.

Надо сказать, что визуальная сторона этого фильма - завораживающая, бездонная, немного жуткая. На каждом рубеже, мы можем узреть источник с водой, пустыня - олицетворение самой жизни, жажда - желания, чем больше источников - тем больше шансов приблизиться к совершенству.
Картинка насыщенна звуками, голосами, медитативной музыкой, плавным разворотом событий, и самое важное - этим умопомрачительным видом раскаленной пустыни.

И герой двигаясь по пустыне, как крот под землей, раздаривает громкие выстрелы тут и там, самоутверждаясь в том, что убивая он освобождает падающих к его ногам, таких же путников. Он уже достаточно силен, и осознает свою силу, но научился ли он с ней справляться/контролировать/направлять в нужное, а значит созидающее, русло? Приходит время борьбы с собственным тщеславием, властолюбием, эгоцентризмом.

Много ассоциаций и с женщиной, проходящей на смену мальчику. Оо, как же благодатна почва к размышлениям.
Мужчина взывает : "Моя душа, жаждет Бога, как воду живую..."
Но женщина, вторит: "Ничего, ничего, ничего...."
Тормозя мужчину на его пути к высшему смыслу, женщина пытается обмануть его всеми возможными хитростями.
И окутанные страстью, герои погружаются в земные удовольствия, как в землю. И вот уже и фаллический символ, извергающийся влагой, и женщина, названная Марой(??), ага-ага... требует любви и внимания, тормозит движение к совершенству.
Рядом с ней и мужчиной появляется тот самый - но в лице тоже женщины - змей-искуситель, говорящий мужским голосом. Он и велит идти к четырем пророкам, должным : обучить, вывести к свету, а значит уступить и быть съеденным в своем бесполезной совершенстве.
Алехандро проработал образы пророков изумительно, вот он первый :
"Мне не нужен свет, я ослеп...", - не боится пуль, достиг своего совершенства. Получая свои ответы, выигрывая поединки, Крот движется дальше... И снова обманут, искушаем женщиной, которая у Ходоровского выглядит настоящим злом во плоти, управляемым змием, везде преследуемым наших героев.
Второй пророк , шаман, учит любви:
"Отдающий все - переполнен любовью, на пока ты думаешь, что отдаешь, ты только берешь..."
Третий пророк, человек в белом, окруженный множеством кроликов, умирающих по мере приближения к ним крота, и пророк ведет крота дальше к свету, избавляв от страха смерти.
"Пока у тебя пуля в голове, но не в сердце."
Четвертый, старик, вместо кольта - сачок для ловли бабочек, и учится тогда крот смирению, прощению.

Путь героя к совершенству, может показаться всего лишь тупиком, ведь он оставлял много эмоций и желаний, он жаждал чужого совершенства, глотая его, но не переживывая.
Следующая половина фильма наполнена духовными аллегориями, смешавшими буддизм, христианство, и что-то от понимания божественности самого Алехандро.

Очень впечатлил меня город, и эти знаки порабощения, поглощения, в виде пирамид с глазом внутри, Ходоровски не пожалел ни одного эгрегора власти, пройдясь по всем злачным "местам" : дома терпимости, церкви, банки, суды, арены - для выплескивания человеческой агрессии, порочности. И эти полудамы, полугоспода, со своими скрипящими, мужеподобными голосами ... нет, не должна женщина руководить мужчиной, но и мужчины здесь - самые настоящие ослы.

Настало время для последней ступени крота, что ведет уже не только его, но и остальных к свету. Яркие, символичными последние сцены - настолько откровенны в своем посыле, что понятно, какой диагноз человечеству выносит на общественный суд Ходоровский.
В них место и реинкарнации, и апокалипсису, и гневу людей на Бога, друг на друга, и на себя.
Никого не щадит Алехандро, но оставляет снова маленький проход к свету, хотя возможно это еще один лаз в кротовую нору.
Полезная рецензия? Да / Нет7 / 0

Вернуться к фильму