Из-за проблем с сервером часть картинок и файлов недоступна. Мы знаем об этом и работаем над устранением.
Приносим извинения за доставленные неудобства.


Откуда Вереск Дует.
Ветер, что колышет ячмень
(The Wind That Shakes the Barley)
Ирландская революционная песня

С любимой находясь в долине,
Среди зеленой красоты,
Мне предстояло выбрать ныне,
Какой дорогой мне идти:
Той, что ведёт к одной на свете,
Иль той, что дарит каждый день
Любовь к Ирландии, где ветер
Колышет золотой ячмень.
Слова мучительно слетали,
Навеки разлучая нас,
Но нет труднее той печали,
Что гложет Родину сейчас.
И я сказал: «Наступит утро,
когда в борьбе, забыв свой страх,
Вернусь туда, где тихи ветры
Ячмень колышут на полях».
Руками нежно обнимая,
Целуя слёзы на щеках,
Я вдруг услышал, содрогаясь,
Тот выстрел из ружья в руках…
Весна души твоей погасла,
И жизнь ушла с лица, как тень.
Навеки там с тобой расстался,
Где ветер волновал ячмень.
Я перенёс тебя в прохладу
Цветов у горного ручья.
Красой зелёного наряда
Покрыта будет грудь твоя.
В последний раз тебя целую.
Горя желаньем отомстить,
Я мчусь туда, где ветры веют,
Ячмень стараясь покорить.
Но кровь за кровь без сожаленья
В сражении получит месть.
Твой образ на пути забвенья
Мне не забыть ни там, ни здесь.
Брожу в безмолвной тишине,
Вокруг могилы днём и ночью,
Когда нашепчет ветер мне,
Что колыхать ячмень он хочет.

Начал с текста ирландской народно-революционной песни, ставшей основой вдохновения к сюжету фильма, потому как не понял, откуда в российском прокате взялся вереск (англ. Heather, Barley переводится только как ячмень). Песня «Ветер» мало известна за пределами Ирландии, но там, является аналогом польско – русской «Варшавянки» («Вихри враждебные веют над нами…»).
Итак, фильм о борьбе. Собственно говоря, другого ждать и не приходилось. Кена Лоуча заслуженно называют мастером европейского остросоциального кино. Особенностями его работ являются парадокументальный реализм и ювелирная проработка характеристик персонажей, оставляющая размытой их индивидуальность. Герой Лоуча – человек из толпы («Любой мог бы оказаться на месте этого парня»), при этом, в процессе развития действия раскрываются и личностные качества его участников. Маленький серый человечек растет и обретает краски. При этом не происходит героизации, индивидуум в условиях будничной непредсказуемости склоняется к жестокости.
Кен Лоуч не впервые обращается к теме гражданской войны. «Земля и свобода» (гражданская война в Испании), «Песня Карлы» (Сандинистская революция в Никарагуа) и вот Война за независимость Ирландии 1919-1921 года и последующая Гражданская война в Ирландии 1922-1923 гг.
Картина Лоуча по жанру близка к документальной драме и в отличие от «Майкл Коллинз» Нила Джордана показывает войну снизу, а не сверху, раскрывает причины и ход конфликта на примере представителей не самых высоких слоев общества. В центре сюжета два брата – неизвестные бойцы Ирландской Республиканской Армии, их отношения в процессе перехода войны из партизанской стадии в гражданскую. Переоценка ценностей. Предать страну, идею или брата по оружию – вот в чем вопрос. Таким образом, с двух незначимых во вселенском масштабе людей рисуется картина любой гражданской войны. В этом и есть особый талант Коуча. Пересказ конкретно определенных исторических событий с моделированием универсальной модели реакции на эти события. Все равно, Ирландия или Африка, в последней только братья почернее, а внутри то тоже самое.
Несмотря на вышеупомянутые качества, картина получилось очень Ирландской. Почему то веришь, что все было именно так. Даже ни разу не побывав в Ирландии, у меня не возникло сомнений, что снимали именно там. Контрастные, сдержано-яркие пейзажи передают особую ауру, особенный настрой живущего там народа.
В процессе просмотра возникли отголоски таких нетленок как «Битва за Алжир» и «Пепел и алмаз». Рекомендую к просмотру как любителям жанра, так и для ознакомления с небольшим лоскутком на исторической карте ХХ века.


Полезная рецензия? Да / Нет3 / 3

Вернуться к фильму