Фильмы / Кочегар
Общая оценка
7.09
270 голосов

  • 7.0858 из 10, голосов:270
Можете оставить свой голос отметив одну из звездочек.
 
 

Рекомендаций 78



Кочегар (2010)

Дата выхода в России (или в Мире): 13.10.2010

Дата выхода на DVD: 11.11.2010

Жанр: Драма, Криминал, Русский фильм

ru  tagHD 1080

Продолжительность: 01:21:14

Режиссер: Алексей Балабанов

В ролях: Михаил Скрябин, Юрий Матвеев, Александр Мосин, Аида Тумутова, Анна Коротаева, Вячеслав Павлють, Алина Политова, Варвара Белокурова, Вячеслав Тельнов, Петр Семак

У неприметного кочегара – якута, который живет в Санкт – Петербурге в конце прошлого века, боевое прошлое. Он отставной майор, воевавший в Афганистане, Герой Советского Союза. Теперь же его занятие – работа в кочегарке да печатание на машинке какого – то рассказа. С кочегаром дружат две семилетние девочки, Вера и Лена, охотно забегающие к нему в гости, чтобы послушать его интересные истории. Но иногда бывшего майора посещают очень странные люди: его прежние сослуживцы, ставшие в новой стране бандитами.

Дополнительная информация
Фильм получил две награды на фестивале российского кино «Окно в Европу» в Выборге. Тем не менее, многие кинокритики посчитали, что конкурсное жюри под руководством Андрея Хржановского несправедливо лишило картину главного приза, присвоив его более лёгкой и политкорректной ленте Романа Каримова «Неадекватные люди». По мнению обозревателей, «Кочегар» и последующая пресс-конференция Балабанова стали главным событием этого фестиваля.

«Кочегар» стал триумфатором премии Гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон». Картина победила в четырёх номинациях из шести («Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая работа художника» и «Лучшая музыка к фильму»). Ещё в двух номинациях («Лучший сценарий» и «Лучшая главная мужская роль») она уступила «Овсянкам» (сценарист Денис Осокин) и фильму «Как я провёл этим летом» (актёры Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин), соответственно. Однако, несмотря на признание критиков, фильм Балабанова не получил ни одной номинации на национальную российскую кинопремию «Золотой орёл». Немного большего успеха картина добилась на кинопремии «Ника». «Кочегар» выдвигался в пяти категориях («Лучший фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая сценарная работа», «Лучшая музыка к фильму» и «Лучшая работа художника по костюмам»), но в итоге остался без наград.

Также «Кочегар» выиграл главный приз конкурса игровых картин на XVI Международном фестивале фильмов о правах человека «Сталкер», проходившем с 10 по 15 декабря 2010 года в Москве, и «Золотую лилию» 11-го Международного кинофестиваля стран Центральной и Восточной Европы в Висбадене.

Фильм остался незамеченным отборщиками крупнейших мировых кинофестивалей. По мнению Плахова, тот факт, что ни одна картина Балабанова так и не попала в конкурсную программу Канна, Венеции и Берлина, является позором для этих киносмотров. Критик уверен, что масштаб работ режиссёра вполне сопоставим с конкурсными фильмами крупнейших фестивалей последних лет. Однако Балабанову мешают его природный консерватизм и неполиткорректность в киновысказываниях. Солидарен с Плаховым и Гладильщиков, который отмечает, что настроенный на политически и социально острые темы Берлинский кинофестиваль, на самом деле, боится резких высказываний и крайностей. Именно поэтому Балабанову приходится довольствоваться Роттердамом, который «приветствует нестандартное кино». В свою очередь Виктор Матизен считает, что тематика бандитских девяностых просто неинтересна за пределами России, к тому же, показывая обыденность насилия, Балабанов не пытается найти её истоки. По его мнению, этим «Кочегар» невыгодно отличается от более интернационального фильма «Счастье моё», который тоже рассказывает о вирусе насилия в России.
Награды и кинопремии
Фильм в коллекциях
Кадры из фильма.
Для просмотра скриншотов нажмите на описание торрента!
Сцена из фильма Кочегар (2010) Кочегар сцена 1 Сцена из фильма Кочегар (2010) Кочегар сцена 2 Сцена из фильма Кочегар (2010) Кочегар сцена 3

Добавить Сообщение
Всего сообщений 182
Top Secret
+450
-285
TOP SECRET
Рекомендации
Может и некоторые факты имели быть место, но снято через чур мрачно и просто, поэтому смотреть было не особо интересно, тем более, было примерно понятно чем всё это должно закончится. Ни чего не имею против творчества Балабанова, нашёл свою тему и зрителя, но его фильмы видимо не моё.
oldrozdoff
+58
-103
Рекомендации
В общем-то фильм не для всех, да это я и по комментам увидел! По сему - хватит "балабанить" Балабанова, поднаберитесь жизненного опыта, проживите жизнь, а потом посмотрите...!!! Ваше мнение изменится, только если Вы не окончательные дебилы!!!
Blondine
+52
-76
Рекомендации
В чём смысл фильма? Что русские изнасиловали Якутию как и другие свои колонии?
artur10
+55
-64
Рекомендации
хз,но фильм сильный...
Leksus81
+425
-362
Рекомендации
Как звучит "13-ый фильм Алексея Балабанова", и предпоследний.
Все как и обычно в его духе. Сырой, мрачный и пасмурный Питер, постоянная музыкальная поддержка. А также жуткая и реалистичная картинка.
Что касается актерской игры, то здесь она отсутствует, и это жирный минус. По остальным критериям одни плюсы!
Саундтреки - это отдельная тема: Балабанов использует музыку не для простого дополнения изображения; он сталкивает жёсткий визуальный ряд и лёгкую музыкальную тему, добиваясь этим контрастом необычного эффекта!
Агата Кристи - "Истерика", играла прямо в тему, в самую точку, в самый нужный момент!:smile16:
РэдШугарт
+71
-72
Рекомендации
Отличнейший фильм, как и все фильмы Балабанова!
Ольга Я
+59
-134
Бредятина, как все фильмы Балабанова..Сплошь одни ляпы и нестыковки, примитивный и неправдоподобный сюжет, плохая игра актеров..напоминает по замыслу фильм "Жмурки"...в общем..Бредятина.
Lackua
+170
-236
где смысл жизни?
Рекомендации
Все мы как этот кочегар .... живем - небо коптим ... Атмосфера бодренького такого уныния или, напротив, унылой бодрости, обусловленная нашим жгучим желанием видеть перспективы там, где их нет. У маленького человека нет ничего, кроме этой атмосферы и каких то его номинальных и бесполезных для него самого заслуг ... У него есть прошлое, но нет будущего ... Он никто, просто общественная функция, обязанная довольствоваться самыми примитивными объяснениями. Однако все имеет свой предел и свою меру ...
рыжая с....а настоящая завистливая стерва жирная и маленькая не чего не добившаяся в жизни. я уже хотел её сам придушить,разочаровался что он это не сделал
Николай Петрович
+154
-172
Рекомендации
Зря потраченное время....:smile56:
Slawik48
+407
-764
Рекомендации
Нудное и мрачное кино с примитивным сюжетом из 90-х , короче на любителя
n__e__s__t__e__r
+5
-6
Рекомендации
Не советую!
kiskintay
+144
-268
Рекомендации
Хороший, но тяжелый фильм(впрочем тяжелый, как и все его фильмы)... Лично мне понравился. Я бы посоветовал глянуть, несмотря на "чернуху"... :smile3::smile21:
viktor2202
+27
-12
Фильм смысловой,эмоциональный,жизненный,,,Если кому не понравилось-посмотрите годков этак через 10-15. Армия,жизнь после неё, даже если тебя за человека не считают "некоторые"-ты в душе все равно ЧЕЛОВЕК с большой буквы!!! И понимаешь намного больше их в этой жизни!!!
Помни Мои Макароны
+525
-356
Рекомендации
не осилила данное творение
Уолтер Скиннер
+59
-111
Рекомендации
бредятина полнейшая!!!!Весь фильм ходят туда сюда


Добавить Сообщение
Сообщений 182

02 Июль 2013 09:01 Прямая ссылка

Просмотреть все рецензии Сергей Ивкин

Рецензия содержит описание событий из фильма

«Песнь льда и пламени» по-русски
Фильм «Кочегар» показался мне не столько криминальной драмой, сколько «эпосом», в котором тема «малых народов» совершенно не главная, потому что как сказал главный герой - якут (майор, герой Советского Союза, кочегар) Иван Скрябин: «Сегодня я двух человек убил. Раньше думал, что они - хорошие люди. На войне есть враги и свои, а тут все свои».
Тогда какая тема является «главной»?
Если мы поставим при просмотре акцент на национальности героев, то получится, что страшнее русского человека - зверя нет. Вот Алексея Балабанова и записывают в русофобы.
Если поставим акцент на образе художника, доверяющего миру, то получим пресную жвачку на тему, что художник по определению выброшен из социума. Кочегар Иван Скрябин живёт «как Цой», и что дальше? Всякий художник - «контуженный копытом Пегаса», или «не от мира сего». И только дети могут его слушать, потому что больше никто детьми-то и не занимается, с ними не говорит. Тогда выходит, что Алексей Балабанов развивает христианские темы...
Если поставим акцент на определении «хорошие-плохие», то разделить людей по категориям всё равно не получится. И фильм опять же убегает однозначной оценки.
По сюжету. Живёт контуженный майор в кочегарке, квартиру оставил дочери, чтобы не стеснять. Жена его бросила, уехала в Детройт, а сама давит на дочь оттуда, чтобы та за отцом следила.
Приходят к Кочегару только две маленькие девочки Лена и Вера (дочь Лётчика) и сослуживец-снайпер.
Собственная дочь у отца только деньги берёт, когда «проведывает», хотя у самой «серьёзный бизнес». Кочегар всё это понимает и смиренно принимает. И то, как его «друг по войне" (Снайпер) в топке его кочегарки трупы «плохих людей" жгёт, и подпольное казино с «плохими людьми" рядом с кочегаркой, и вечную грязь и адскую жару... Потому что дочь - ангел, скоро замуж выйдет за молчаливого русского парня. Наверняка хорошего.
А когда «друг" и русский жених дочери приносят мёртвую женщину в туфле дочери, пряча её лицо, и сжигают в топке у Кочегара на глазах, назвав «проституткой" и «воровкой", то что-то в Кочегаре меняется. Появляется подозрение и обида. Вот и становится Кочегар убийцей.
Так он и раньше убивал. На войне. И боевой опыт ощутим в сценах казни. Впрочем нет, сейчас Кочегар не убивает, и не мстит, а приносит массовую жертву.
Так и слышатся внутренние монологи идущего по улице персонажа:
Живём в ледяном мире, поклоняемся огню, приносим ему наших мёртвых, чтобы наши живые были в безопасности. Но если боги допустили несправедливость, раз позволили «обижать якутОв", значит боги хотят, чтобы несправедливость исправили мы сами. Как бы жестоко не наставляли боги нас.
Ничего христианского в этом фильме у Алексея Балабанова нет. Глаз за глаз. По самому древнему закону. Как в сагах и эпосах.
Что такое «эпос»? Это набор норм поведения, фиксаций достойных и недостойных поступков, создание канона решений в самых разных жизненных ситуациях. Почему-то вспоминается эпизод из скандинавских историй, где воин-разбойник (грань тонка) пришёл свататься к жене убитого им человека. И принёс ей кошель с серебром. Вдова этим кошелём ему выбила половину зубов и сломала скулу. Естественно воин женщину убил, но имя его для сказителя было проклято, а убиенную, но не смирившуюся, сказитель поминает с восхищением её силой духа. Я сейчас имён не вспомню, но найти можно.
Эпос показывает сильные поступки сильных людей. С размахом и пейзажем до горизонта. И бандитские 90-е именно такое мифическое время, на базе которого можно изобразить такую «героику», где безоружный человек входит в дом и убивает обыденным предметом вооружённых людей. «О! как стали модны эти широкие наконечники копий…» (это из совсем другой скандинавской истории).
Надо сказать о женщинах в эпосе. Женщина в эпосе всегда либо страдает, либо сама виновата, но чаще всего всё вместе. Счастье для женщине в эпосе не предусмотрено. Для счастья пишутся сказки.
Взрослых героинь две. В чём-то две маленькие девочки, приходящие к Кочегару, временнОе отражение выросших подруг.
Дочь Кочегара, благодаря фронтовой дружбе Кочегара со Снайпером (раньше сержантом, теперь наёмный убийцей) «вошла в игру» с бандитами, организовала совместный бизнес по поставке якутских мехов.
Дочь Снайпера – вульгарная товарка Дочери Кочегара, которая стоит с ней за одним прилавком в магазине, выясняет, что делит с ней одного «любимого мужчину», самца, который готов е*ть всё, что поймает. Но Дочь Снайпера мифологически разделяет миры мужчин и женщин, она живёт в мире женщин и потому виноват не «тормозной» Бизон, а «разлучница»-подруга, которая должна уехать.
Как она уедет – не важно, папа всё сделает, а я ни при делах буду, моя душа чиста. Типа, я не заказывала подругу и дочь друга отца своему отцу, а просто пожелала, чтобы эта стерва исчезла...
И Дочь Кочегара убита «любимым мужчиной», которому по навету дочери её заказал Снайпер. И никаких страданий у «любимого мужчины» нет, и не потому что он – русский, а потому что он «плохой человек», исполнитель.
Босс заказал, значит надо заказ сделать. а сердце заморожено. В ледяном мире живём.
Потому так хорош в фильме момент, когда Кочегар оставляет Дочери Снайпера жизнь, не винит её. Но теперь Дочь Снайпера видит реальную Смерть, пришедшую к ней домой из мира абстрактных занятий её отца в эту устаканенную и распланированную на годы счастливой жизни данность.
Алексей Балабан подарил фильму два финала.
Первый - самурайско-журналистский: Дочь Лётчика Вера - приходящая с подругой в гости к дяде Кочегару посмотреть на огонь и послушать истории о плохих людях - фотографирует (не понимая ужаса происходящего), вскрывшего вены Кочегара, сидящего перед телеэкраном топки. Она же уносит с собой наследие Кочегара, его бумаги.
Сам режиссёр как раз себя ассоциирует не с Кочегаром, а с Лётчиком, которому дочь приносит эти два свидетельства кочегаровой жизни - предсмертный поляроидный квадратик и неоконченную машинопись.
И второй финал - литературный - читается голосом маленькой Веры. Авторский эпос, корявое переложение рассказа Вацлава Серошевского «Хайлах». Кочегар прочитал рассказ незадолго до контузии и теперь считает, что пишет собственный сюжет.
И вот в этом повторном сюжете мне как зрителю очень хочется найти особенный сакральный смысл. А смысла нет. Есть способ преодоления контузии, есть уход от гражданской войны, происходящей вокруг Кочегара, есть самоидентификация, связь с корнями, которые могут дать опору. А специального смысла нет. Но есть аккумуляция духовной силы, понадобившейся на то самое ритуально жертвоприношение Деве-Обиде, что «хорошие люди», оказались плохими, и дочку к «плохим» причислили. И рассказ дописан на словах, когда Вера спрашивает Кочегара о плохих людях: литературный якут создал мину, на которой подорвался хайлах Костя, ему оторвало ноги.
Никаких выводов, кроме внутренней собранности и трезвости по отношению к просто жизни, фильм не несёт. Какая тут может быть мораль? Что зло всегда наказуемо? Так почему же наказующий так несчастен? Общество больно? Так оно всегда больно. Вот и в Царской России, судя по рассказу, всё было плохо. Никогда не будет ни Платоновского «Государства» (в котором, кстати, поэты и писатели не нужны), ни Муровской «Утопии». Насилие порождает насилие? Надо не противляться? Но ведь есть вещи, которые невозможно прощать. Необходимо как-то реагировать.
И ведь всё равно найдётся кто-нибудь, для которого этот фильм будет всего лишь байкой о том, как один чурка двух конкретных пацанов лыжной палкой пришил.
И зрителя накрывает десантный парашют отчаяния и пустоты.
Но моя память держит совершенно волшебно переданные длинные прогулки персонажей. И в этих прогулках, в движениях, в походке - характеры, самое подробное описание внутренних миров героев. Вроде бы ничего не происходит, но ты про каждого всё понимаешь. Такой молчаливый дзен. И в кои-веки тебя перестаёт раздражать (сколько можно обращаться) тема «маленького человека», который оказывается действительно огромным.
И нарочито механистические сексуальные сцены фильма - такие же «прогулки», показывающие разные женские типы («сиповку» и «королька» по Бродскому), разные отношения «подруг» с «хайлахом».
Мне очень хотелось сказать, что музыка в фильмах Алексея Балабанова - полноценный персонаж. Но нет. Музыка в фильмах Балабанова просто верна: и Дидюля, и «Агата Кристи», и «Чёрный Лукич». А бандеровское смешивание образов музыканта и убийцы (винтовка в кофре от виолончели) в прогулке Снайпера – это вечный наш лётчик Пушкин с его «Маленькими трагедиями» и темой совместимости Гения и Злодейства.
Или темой войны после войны. Совместимости воина и разбойника. И это вопрос именно эпоса: Где лежит граница удали и бесчестия? У Джорджа Р.Р. Мартина много на эту тему написано, 5 томов вышли, 2 ожидаются. И в мировой литературе много, даже больше, чем о маленьком человеке в русской. А будут возвращаться к этому вопросу сказители снова и снова. Потому что с мифических времён очень мало что меняется. Но меняется.
Ведь сечёт в рассказе якут плёткой изнасилованную хайлахом жену от обиды, потому что с самим хайлахом ничего сделать не может. А вот напечатавший рассказ кочегар Иван Скрябин смог.
Полезная рецензия? Да / Нет 0 / 1
Добавить рецензию