Из-за проблем с сервером часть картинок и файлов недоступна. Мы знаем об этом и работаем над устранением.
Приносим извинения за доставленные неудобства.


Фантазия и разум рождают искусство
Карлос Саура и Милош Форман находятся в числе моих любимых режиссёров, поэтому перед просмотром невольно возникал вопрос, чей фильм о Гойе окажется лучше. Однако сравнения в данном случае бессмысленны, потому как язык и форма подачи в этих картинах лежат в совершенно разных плоскостях. С первых же кадров Саура вводит зрителя на территорию памяти. Воспоминания, галлюцинации больного человека, реальность... границы времени и пространства стираются. Старый, больной Гойя доживает последние дни в Бордо (куда он удалился после ссоры своей любовницы, герцогини Альбы, с королевой). Человеку, прожившему жизнь полную интриг, страстных увлечений, компромиссов и опасностей (которые таит в себе близость с сильными мира сего), творческого взлёта, славы и зависти, есть что вспомнить и рассказать. Этими воспоминаниями и делится доживающий свои дни художник с юной дочерью. В их общении интересно раскрыта тема того, как наступившая глухота изменила внутренний мир и понимание искусства гения.
Как изобразить память? Саура не первый раз экспериментирует в этой области, и на мой взгляд теперь он достиг совершенства. Визуальный ряд фильма, декорации, это по сути и есть картины Гойи. Временами эти картины оживают и автор сам оказывается в мире своих творений. Огромная заслуга принадлежит оператору Витторио Стораро, на все 100% воплотившего задумку режиссёра. Созданный им мир поражает и завораживает. В подлинной гармонии с ними находится и потрясающая музыка Роке Баньоса (который впервые поразил меня в "Слабости большевика"). Используется также приём, когда мы видим одновременно художника в расцвете творчества и взирающего на него старика, находящихся рядом, в одной комнате.
Перед взором старика-художника проходят писанные им великие люди своего времени, которых он любил, ненавидел, боялся... Для достижения цели (стать придворным художником), требовались не только художественные таланты. Изворотливость, лицемерие, лесть... неотъемлемая часть жизни амбициозного гения.
-"Моя жизнь пролетела как ветер. Легкомыслие и грехи молодости не довели меня до добра дочка".
Окружённый любовью жены и дочери он понимает, что на самом деле это и есть самое ценное, что было в его жизни, однако сила развитого воображения вновь и вновь погружает его в мир прошлого, мир бушующих страстей.
Воспоминания жизни и творчества художника связаны и с историей Испании, эта тема выходит на первый план в финале, опять же в образе оживших картин. Здесь ощущаются некие параллели с самим Саурой, уже достаточно не молодым и жившим также в не простые для Испании времена, снимавшим в период диктатуры Франко.
Подводя итоги скажу, что для меня этот фильм является произведением искусства. По силе восприятия с ним может сравниться только "Выкорми ворона". А "Анна и волки" и "Кузина Анхелика" значительно ему уступают. Коллекционная картина, которую я рекомендую к просмотру.

10 из 10
Полезная рецензия? Да / Нет6 / 3

Вернуться к фильму