Из-за проблем с сервером часть картинок и файлов недоступна. Мы знаем об этом и работаем над устранением.
Приносим извинения за доставленные неудобства.


Апофеоз
Кто из режиссеров Голливуда является самым большим любителем спецэффектов? Эммерих? Ну что Вы! Кэмерон? Подите вон из зала! Бэй? Верно, он самый! Фильмы Бэя всегда радуют глаз красочностью картинки. А когда-то они даже могли держать зрителя в напряжении («Скала», «Армагеддон»). Но тех пор, как Бэй взялся за «Трансформеров», второе качество улетучилось, и это минус. Хотя обилие масштабных спецэффектов осталось, и это плюс.

В рецензии на «Битву за Лос-Анджелес» я уже говорил, что все фильмы на планете делятся на те, что для глаз, и те, что для души. Там же я объяснял, почему эти категории должны оцениваться по разным критериям. Но то, что для меня является элементарным, самим собой разумеющимся, этакой прописной истиной, для многих людей остается материей непостижимой. Упорен русский человек, упорен и упрям – и вновь он строчит в интернете гневные отзывы на развлекательное кино, сетуя на сценарий и актерскую игру. Смешно и грустно.

Естественно, в третьих «Трансформерах» идиотский сценарий: он слегка запутанный и непонятный (в одну кучу намешали высадку американцев на Луну, советскую космическую программу, Чернобыль, автобота-предателя, и людей, которые сотрудничают с десептиконами), с наличием несостыковок с самим собой и предыдущими фильмами серии (оказывается, предыдущие два фильма описывали лишь запасные планы Мегатрона по захвату Земли, а к основному он приступил только сейчас), с затянутостью в начале (Сэм ищет работу, Сэм ревнует свою новую девушку к её боссу, Сэм в русском гетто допрашивает пьяных советских «летунов до космосу», Сэм, Сэм, Сэм…) и провалами повествования в конце (каким образом Бамблби и еще парочка автоботов попали в плен? когда Оптимус успел вернуть себе отвалившуюся фуру?). Все эти претензии, конечно же, имеют право на существование, но вместе с тем они несущественны: это кино не про Форреста Гампа, а про гигантских летающих роботов с огромными пушками, которые воюют между собой. Когда в подобных фильмах проседает сценарий, это совершенно нормально, потому что сценарий здесь – далеко не самое главное. Но люди не понимают, не понимают и ругают. А некоторые особо долбанутые эльфы вообще начинают орать, что так не бывает, и что пока американцы отвоевывали Чикаго, все остальные страны тоже обязаны были бы что-нибудь делать, и что если в атмосферу Земли войдет другая планета, то наступит тотальный армагеддец, и т.д., и т.п. Откуда такие зануды вылезают, ума не приложу.
Знаете, если уж быть до конца честным, то сценарий третьей части несравненно лучше, чем в провальной предыдущей, при просмотре которой создавалось впечатление, что все, что происходит на экране, придумано человеком, находящимся под действием ЛСД. Более того, третий фильм в сценарном плане кое в чем даже лучше первого – он заметно взрослее, и это видно невооруженным глазом.
Скабрезности, правда, никуда не делись. Нет, их стало меньше по сравнению с, опять же, вторым фильмом (озабоченная мамаша, озабоченные собачки, озабоченные роботы, стальные робояйца – помните весь этот бред сексуального маньяка?), но без них, видимо, Майкл Бэй вообще не может: что ни фильм, в каждый что-нибудь этакое да ввернет. Вот и здесь отмороженная на всю башку маманя главного героя снова отжигает.
Но, как я уже говорил, все эти претензии несущественны, за исключением, пожалуй, одной – самой главной. Я говорю о концовке фильма. Она не просто смазана. Она безбожно запорота. Опишу, как я это увидел: пафосная девица пафосно стоит на фоне пафосных взрывов, вдруг она подрывается бежать, находит грустно сидящего на асфальте Мегатрона (как он там оказался? только что был на крыше!) и начинает гнать дичайшую пургу про то, что через пять минут он из предводителя десептиконов превратится шестерку Сентинела. Предводитель десептиконов оказывается настолько туп (видимо, предводителем он стал как раз благодаря своей тупости, ага), что, вместо того, чтобы на месте раздавить надоедливую девчонку, как последний лох ведется на это фуфло, срывается с места и летит на место битвы Сентинела и Оптимуса. В это время Сентинел уже отрубил своему противнику руку, и уже готовится отрубить ему и голову, как вдруг, ВНЕЗАПНО появившийся из ниоткуда Мегатрон сгребает нехорошего автобота в охапку и швыряет его куда-то в угол. Своими действиями, он, видимо, случайно меняет вселенский баланс сил, потому что полудохлый однорукий Оптимус неожиданно резво вскакивает на ноги и меньше, чем за полминуты отвешивает фатальных космических люлей обоим главзлодеям, которые даже и не думают сопротивляться. А еще через полминуты возле него собираются все выжившие людишки, Сэм целуется с подружкой, и… занавес (то бишь титры). Худшие традиции Голливуда на марше. А ведь на этом месте могла быть масштабная битва трех роботов в стиле "каждый сам за себя", и это было бы просто великолепно, но...

Что касается актерской игры... Кого вообще интересуют кривляния актеров, когда вокруг них творится подобный огненный техноэкшен? Не меня, уж точно. Я пошел на шоу-фильм смотреть, собственно, шоу. Если Вы пошли на шоу-фильм смотреть на проникновенную актерскую игру, то Вы – дурак, и это Ваши, и только Ваши проблемы.
Здесь же нужно сказать и о пресловутой замене Меган Фокс на новую актрису. Замена эта буквально расколола всю тусовку фанатов франшизы на два непримиримо враждующих лагеря. Денно и нощно спорят они, какая же из них лучше выглядит и лучше играет. Меня такая постановка вопроса очень удивляет, потому что этот спор вообще не имеет смысла. Когда новенькая в первый раз появилась в кадре, я сначала подумал, что это перекрашенная Меган Фокс, и только приглядевшись, заметил разницу. Та же фигура, то же лицо, та же самая роль подружки главного героя, нужная лишь для того, чтобы было на что полюбоваться, если надоест экшен. О чем тут вообще можно спорить? Что та была глупая кукла, что эта, разницы ноль.

Теперь перейдем к технической части фильма. Говорить тут, правда, особо не о чем: она безупречна. Что постановка, что операторская работа говорят о том, что в команде Бэя работают мастера своего дела. Ну а когда на экране начинает твориться инфернальное безумие под названием «финальная битва», забываешь вообще обо всем на свете. Чудеса визуализации, гигантское количество спецэффектов, миллион проработанных деталей на квадратный сантиметр услаждают взгляд, а лязг искореженного металла и грохот взрывов – слух. А вот с музыкой фильму не повезло – забудьте об эпичных, пробиравших до дрожи саундтреках первых частей серии. Здесь все это заменено на нечто блеклое и невыразительное. Хотя, наверное, это и к лучшему, иначе бы зрители, наверное, насмерть бы захлебывались от восторга.

Но восторгу и без того нет предела, потому что это апофеоз, высшая ступень развития серии. Тем лучше, что она закончилась и следующего фильма по этому франчайзу не планируется - именно так и надо уходить с экранов: красиво и шумно, под громкие аплодисменты радостных зрителей, а самое главное – навсегда. Ибо еще одних «четвертых пиратов» нам не надо.

5 из 5
Рекомендую.
Полезная рецензия? Да / Нет2 / 4

Вернуться к фильму